비밀번호 찾기회원가입
Основные положения северокорейских «идей приоритета армии» – сонгун PDF 인쇄 E-mail
brainmort 에 의해서 작성   
일요일, 02 3월 2008 01:37

© С.О. Курбанов. Опубликовано в сборнике статей “Восточная коллекция”, Осень 2001 // № 4 (7). СС. 58 -65.

Введение

На рубеже XX – XXI столетий в средствах массовой информации КНДР стали появляться упоминания о так называемых “идеях сонгун” (선군 사상), “политике сонгун” (선군 정치) и т.п. Перевести с корейского языка на русский термин “сонгун”, так чтобы перевод звучал литературно, и в то же время в полной мере отражал суть понятия достаточно непросто. Недаром в доступных электронных северокорейских русскоязычных публикациях термин “сонгун” вообще не переводится и оставляется в транскрипции. Например, говорят о “сонгунской революции”  (1).

Слово сонгун относится к ханмунному (китаеязычному) слою корейской лексики, то есть состоит из слогов, каждый из которых, будучи записанным китайским иероглифом, имеет свое самостоятельное значение. “Сон” (, ) означает “прежний, впереди, предшествующий, раньше всех”, а “гун” (, ) – “армия”. Поэтому иногда понятие сонгун переводят на русский язык словосочетанием “приоритет армии”.

При этом важно отметить то, что слово сонгун – новое; по меньшей мере, до середины 1990-х гг., его вообще не было в корейском языке (2). (Ханмунный лексический слой корейского языка допускает новое словообразование из различных слоговых компонентов, имеющих самостоятельное значение).

В последнее время, то есть в 2005 – 2006 гг., понятие “сонгун” СМИ КНДР стали соотносить с молодежными организациями и “движениями”. Таким образом, можно предположить, что идеология сонгун призвана стать новым идеологическим знаменем подрастающего поколения, в известной степени дополнить и расширить северокорейские идеи чучхе.

Несмотря на достаточно частое обращение СМИ КНДР к понятиям “идеи сонгун”, “революция сонгун” и т.п., не так просто найти информацию с четким изложение сути идей сонгун. Уже не говоря о специальных научных исследованиях, которые, по нашему представлению, на настоящий момент времени отсутствуют. В связи с указанным, пока что не представляется возможным представить какой-либо систематический анализ северокорейских идей сонгун.

Поэтому в настоящей статье мы ограничимся лишь кратким изложением сути указанных идей – так, как они представлены в немногочисленных специальных северокорейских изданиях (3), с небольшими авторскими комментариями.

В северокорейской литературе официально указывается на то, что впервые идеи сонгун были провозглашены Ким Чениром в декабре 1994 года (то есть, в год ухода из жизни Ким Ирсена; таким образом, было положено начало новому этапу идеологического развития КНДР – С.К.) (4). Однако, по авторским наблюдениями, особое внимание идеям сонгун СМИ КНДР стали уделять с начала 2001 г., то есть после вступления в должность президента США Дж. Буша и начала американо-северокорейского противостояния. (5)

Тогда на повестку дня встал вопрос об укреплении обороноспособности КНДР в контексте анти-северокорейской политики, которая стала проводиться новой администрацией США.

Ниже, практически без комментариев, приведены основные положения идеологии сонгун, которые позволяют лучше понять политико-идеологическую ситуацию в современной КНДР.

 1. Представление об оружии как основе идей сонгун

 Согласно северокорейской специальной литературе, идеи сонгун – это “научная революционная теория” и “стратегия и тактика”, которые “возникли в 1990-х гг.” как “отражение реалий корейско-американского противостояния”. Идеи возникли как “революционная философия”, утверждающая, что “оружие – это и есть революция, это и есть победа социализма”.

На основе идей сонгун строится “политика сонгун”, которая, в свою очередь, состоит из трех основных компонентов: 1) “философия приоритета армии” (선군철학), 2) “революционное руководство” (혁명령도) в духе политики сонгун и 3) “реализация в политике” (정치실현) идей сонгун (6).

Несмотря на то, что внешне само понятие сонгун – “приоритет армии” выглядит достаточно “агрессивно”, на самом деле теория сонгун связана с мирными процессами. Теория сонгун подразделяется на две большие части. Первая рассматривает “революционный принцип особой роли армии” (군사중시의 혁명 원리), а вторая, как это ни “странно” выглядит – вопрос “политики сонгун и мира на Корейском полуострове” (선군정치와 조선반도 평화).

В основе общетеоретических положений сонгун лежит теория особой роли ружья (총대중시론). Ружье, согласно идеям сонгун – это оружие классов, оружие революции, оружие справедливости (총은 계급의 무기, 혁명의 무기, 저의의무기). Для подтверждения указанного тезиса теоретики сонгун обращаются как к мировой, так и к корейской истории: легендарные правители древности – Тангун, Ко Чумон, Ван Гон в делах построения “сильного процветающего великого государства (강성의 대국) основывались на понимании того, что именно сила оружия дает необходимую власть.

Но оружие – это не просто “предмет первой необходимости” для государства, для политика, или для народа. “Ружье – это вечный спутник и друг революционера” (총은 혁명가의 영원한 길동무이며 동지다). “Ружье – это основа силы государства, основа национальной независимости” (총대는 국력이며 민족적 자주권이다). Идеологи сонгун говорят: если КНДР признают как сильное в военном плане государство, то успех на всех остальных фронтах (строительства) обеспечен.

Таким образом, понятие оружия как основополагающей, стержневой части идей сонгун, прежде всего, связано с тезисом о независимости государства.

Говоря об указанном тезисе всегда полезно иметь в виду следующее обстоятельство: 35-летний период японского колониального господства (1910 – 1945), память о котором еще жива, как и живы люди, родившиеся при японских властях. Причем в случае с Кореей колониальное господство связано не только с потерей национальной и культурной независимости. Как известно, 11 февраля 1940 года в Корее был распространен указ, согласно которому корейцы должны были заменить свои имена и фамилии на японские. Согласно официальной статистике, к 10 августа 1940 г. около 80% корейского населения выполнило указ. Отказ от корейских имен и фамилий полностью разрушал традиционные семейные отношения корейцев, нарушал традиции, социальные связи; к 1940 г., в результате проведенной кампании, корейская нация в какой-то мере “исчезла” с лица земли.

Таким образом, для корейцев вопрос независимости, вопрос противостояния внешней агрессии, сохранения национальной идентичности является особенно важным, настолько важным, что ради него население, возможно, готово идти на ряд жертв (ухудшение материальной составляющей жизни). Кроме того, следует иметь в виду и то обстоятельство, что именно для населения северной части Кореи вопрос внешней агрессии является особенно острым: подавляющее большинство агрессивных походов на корейские государства – с древности и до конца XIX столетия происходило именно со стороны северо-запада, через северокорейские провинции Пхёнан (Северную и Южную).

Итак, согласно идеям сонгун, “вооружение – это жизнь” (무장은 우리의 생명이다).

Однако, как утверждает теория сонгун, вооружение (“оружие”) определяет не только жизненность общества в целом, но и вопрос наличия власти: “власть происходит от оружия и поддерживается оружием” (정권은 총대에서 나오며 총대에 의하여 유지된다). Так, теория сонгун объясняет поражение чилийской революции 1970-х гг. и падение социализма в СССР и странах Восточной Европы именно ослаблением вооруженных сил в указанных регионах.

Таким образом, “в основе революционной борьбы лежит ружье” (혁명투쟁에서 기본은 총대이다).

 

2. Проблема отношения к оружию

Идеи сонгун представляются довольно логично выстроенными. От констатации факта важности оружия теоретики сонгун переходят к вопросу обращения с оружием.

Важно не просто “иметь” оружие, но и верно его применять. Верное применение оружия связано с верным отношением к оружию. Оружие нужно беречь и любить. Ким Ченир говорил: “Больше всего я ценю и люблю оружие” (나는 총을 가장 귀중히 여기고 사랑합니다). Однако же любовь к оружию – это не любовь к ружью как предмету личного пользования или личной защиты. Любовь к ружью означает “любовь к родине и народным массам, ненависть к врагу”.

Главной целью обладания оружием (то есть практическое проявление “любви к оружию”), согласно идеологии сонгун, заключается, прежде всего, в противостоянии империализму.

Данное положение можно было бы прокомментировать таким образом, что, очевидно, идеи сонгун совсем не являются агрессивными, но направлены лишь на то, чтобы сдерживать потенциального “агрессора”. Однако здесь не все так просто. С одной стороны, указывая на оборонительный характер направленности идей, в то же время идеологи сонгун выступают против “стратегии мирного взаимопонимания” (평화적 이해 전략), говоря, что в отношениях со странами империализма возможен только один подход – посредством ружья. Это, однако, совсем не означает того, что КНДР собирается на кого-либо напасть. Тезис, указанный выше, означает лишь то, что “империализму” нельзя уступать ни в плане политическом, ни в военном.

  

3. Теория силы оружия

 Идеология сонгун строилась в условиях реалиий КНДР и ориентируется на реалии КНДР. Не будет большой ошибкой утверждать, что вооруженные силы КНДР в военно-техническом плане являются отнюдь не самыми передовыми в мире. Сознавая этот факт, идеологи сонгун находят обоснование для того, чтобы доказать, что армия КНДР может быть одной из самых сильнейших в мире. (7)

Сознавая этот факт, идеологи сонгун находят обоснование для того, чтобы доказать, что армия КНДР может быть одной из самых сильнейших в мире.

Для этого в идеях сонгун используется тезис о том, что сила оружия в идеях (его обладателей), а “ружье без идей слабее палки” (사상이 없는 총대는 막대기만도 못한다). Идейная и идеологическая слабость обладателя оружия соотносится с “ржавением” оружия. “Ржавое оружие хуже, чем если бы оружия не было вообще” (녹이 총대는 없는 것보다 못한다).

Главной причиной “ржавения” оружия является даже не “идеологическая слабость”, а страх перед странами империализма. Поэтому его не должно быть. Второй причиной “ржавчины на ружье” могут быть всевозможные пороки, такие, как, например, увлечение вином, женщинами, деньгами.

  

4. Обеспечение крепости оружия через акт наследования

После того, как идеи сонгун констатируют важность ружья для обеспечения самостоятельности государства (нации) и объясняют необходимость поддержания боеспособности оружия, следует вполне логичное обоснование передачи и принятия оружия по наследству (сохранение традиций в армии) как одно из важнейших условий обеспечения силы оружия. Так, еще 10 июля 1952 года Ким Ченир получил в наследство от отца два пистолета, которыми “вождь завещал сыну” бороться с врагами и защищать родину.

Таким образом, факт необходимости передачи оружия по наследству (в рамках идеологии сонгун), а также факт того, что в случае с Ким Чениром такая передача состоялась, обосновывает как особую роль Ким Ченира в качестве высшего военного руководителя в государстве (8), так и его особое внимание к вопросам обороны. Таким образом, устанавливается легитимность государственного устройства и государственного управления современной КНДР.

  

5. Теория революционной армии

Идеи сонгун, что вполне логично, не ограничиваются “теорией ружья”, но рассматривают вооруженные силы в целом. Одной из составляющих частей идеологии сонгун является “теория революционной армии” (혁명군 대론).

Теория революционной армии во многом основывается на идеях чучхе, ставящих в центр мира человека, и провозглашающих основной философский принцип: “человек – хозяин всего и решает всё” (9) (사람은 모든 것의 주인 이며, 모든 것을 결정한다).

В рамках идей сонгун известный чучхейский принцип звучит как “человек и есть основа (дословно – “чучхе” - С.К.) вооруженных сил” (무장력의 주체는 사람이다). Таким образом, вопрос о первичности человека или оружия в армии решается идеями сонгун в пользу человека. Армии не может быть без оружия, но оружие в армии используется на основе воли человека – гласит идеология сонгун. Данное положение оказывается весьма актуальным для КНДР в контексте известных экономических трудностей, не позволяющих обеспечивать необходимое материально-техническое обеспечение армии. Утверждение о главенстве человеческого фактора в вооруженных силах логически приводит к мысли о том, что Корейская Народная Армия может быть одной из самых боеспособных именно благодаря особому воспитанию человека – бойца.

Однако положение о “центральной роли” человека в вооруженных силах будет неполным, если не будет рассмотрен “стержень”, то вокруг чего группируется вся военная система. Это – значение вождя.

  

6. Оружие реализации великого дела вождя.

Идеи сонгун утверждают, что армия появляется вместе с раннеклассовым обществом и отражает интересы правящего класса. В Советской России армия защищала интересы эксплуатируемых классов. Однако теория сонгун не связана с теорией классовой борьбы. Наоборот, идеологи сонгун утверждают, что в современном технологически развитом обществе роль рабочего класса неуклонно понижается.

В КНДР, реализующей идеи сонгун, вооруженные силы строятся исходя из “теории центральной роли вождя” (수령 중심론). Причем вождь, согласно сонгун, - это не просто отдельная “особенная” личность, а выразитель интересов и воли к самостоятельности народных масс. Таким образом, “революционная армия” ставит в центр своих интересов вождя и является “оружием реализации великих замыслов вождя” (혁명군대는 수령의 위업 실현의 무기이다). “Судьба вождя – это и есть судьба нации, народа, революции” (수령의 운명이자 민족, 인민, 혁명과 사회주의 운면이다).

Относительно целесообразности защиты социализма хотелось бы сделать одно важное замечание. В западных странах и странах бывшего социалистического лагеря господствует точка зрения о тупиковости социалистического пути развития. Другого мнения придерживается руководство КНДР. Так, во время своего неофициального визита в КНР председатель ГКО Ким Ченир сказал, что Китай наглядно демонстрирует возможность построения процветающего и гармоничного социалистического общества. (10)

Таким образом, китайский пример показывает народу Северной Кореи верность пути, выбранного руководством страны.

Однако, помимо указанного выше, каким образом доказать армии то, что ее главной задачей является реализация великого дела вождя? Для этого идеологи сонгун обращаются к такому важному аспекту, как идеологическая работа в армии.

  

7. Идеологическая работа в армии

В работах об идеях сонгун справедливо обращается внимание на то, что боеспособность вооруженных сил зависит от уровня моральной подготовки бойцов. Прежде для обеспечения должного боевого духа армий могли использоваться различные религии. В Корейской Народной Армии бойцов “духовно вооружают революционными идеями вождя” (수령의 혁명사상으로 정신 무장한다). Это, согласно идеям сонгун, важно потому, что в современном противостоянии с “врагами” идейный, идеологический аспект играет роль не меньшую, чем собственно военный. Военная мощь обычного оружия имеет ограниченность, в то время как “в идеологии нет ограниченности и ее сила больше силы атомной бомбы” (사사에는 한계가 없으며 위력은 원자탄보다 강하다).

Для того чтобы обеспечить эту идейную мощь сонгунской армии требуется идеологически “закаливать” бойца. Поэтому, хотя Корейская Народная Армия должна уделять внимание своей технической оснащенности и быть достаточно самостоятельной в военно-техническом плане, все же политическая работа должна доминировать (정치사업선행).

Однако же закалка бойца не происходит в армии сонгун какими-либо “насильственными” методами. Политическая работа в армии строится таким образом, чтобы боец принимал приказы вождя сердцем (명령의 무계를 심장으로 받아 들이고).

В связи с указанным хотелось бы обратить внимание на следующее важное обстоятельство: особую роль категории “души” - маым (마음) в традиционной и современной корейской культуре. Таким образом, в воспитании бойцов, согласно идеям сонгун, [объективно] должны использоваться и элементы традиционной культуры, более понятные, заложенные в языке (а значит и в культурном сознании граждан).

Ким Ченир – не просто “обычный, заурядный” полководец. Он относится к своим бойцам, к армии [так, как в древности к подчиненным относились просвещенные государи –] (11) с заботой и любовью (김정일 장군의 병사들에 대한 사랑과 믿음). Кроме того, Ким Ченир верит в армию.

Однако и бойцы Корейской Народной Армии, согласно сонгун, верят полководцу.

  

8. Идеология сонгун и гора Пэкту

По своему характеру Корейская Народная Армия, которую называют “Армией Ким Ченира” (подобно тому как называют армии “армией Суворова”, “армией Жукова”), является “сильной революционной армией гор Пэкту” (백두산 혁명간군). Таким образом, в рамках идей сонгун затрагивается очень важный и интересный аспект – связь традиции вооруженных сил с горой Пэкту, с которой отдельные ученые ассоциируют гору Тхэбэк (12), на которую спустился повелитель небес Хванун, родивший Тангуна – мифического основателя государства [Древний] Чосон.

В КНДР с горой Пэкту связано большое количество как реальных историй из жизни партизанской деятельности Ким Ирсена, так и мифологических сюжетов (13). Таким образом, всякая личность, тесно связанная с Пэкту, начинает приобретать элементы харизмы. А Ким Ченир, согласно официальному северокорейскому историописанию, родился в горах Пэкту (сравните с рождением основателя Древнего Чосона Тангуна в горах Тхэбэк).

Поэтому, когда в работах о сонгун утверждается что, Корейская Народная Армия является “Сильной революционной армией гор Пэкту”, это означает, что армия КНДР, во главе с ее полководцем обладает особыми, “над земными” качествами.

Однако собственно в текстах о сонгун фраза о том, что “Ким Ченир – сын горы Пэкту” (백두산의 아들이신 김정일 장군) трактуется вне связи с мифами и легендами. Ким Ченир унаследовал традиции партизанской борьбы 1930-х – 1940-х годов, поэтому руководимая им армия является непобедимой, а сам Ким Ченир – “Великий партизанский руководитель сегодняшнего дня” (경애하는 김정일 장군은 오늘의 빨찌산 김대장…).

Поэтому, бойцы Корейской Народной Армии всегда готовы отдать жизнь (결사) ради вождя.

 

Заключение

Представленные в настоящей статье отдельные положения из северокорейских идей сонгун не дают полного и счерпывающего описания предмета, прежде всего, по причине сложности получения необходимых материалов и первоисточников.

И, тем не менее, уже приведенного выше вполне достаточно, чтобы понять, что по своей сути идеи сонгун – “приоритета армии” - имеют своей целью сдерживание потенциальной агрессии извне в условиях сохранения существующего общественно-политического строя, в идеологическом фундаменте которого заложены идеи чучхе и представление об особой роли высшего руководителя страны – председателя ГКО Ким Ченира.

В средствах массовой информации принято писать о “передаче власти от Ким Ирсена к Ким Чениру”, как от отца к сыну. На самом деле, абсолютной “передачи власти” не произошло. Еще Конституция КНДР редакции 1992 г. передала ряд властных полномочий от президента страны другим законодательным и исполнительным органам (Верховное Народнрое Собрание, Центральный народный комитет, Административный совет). Преамбула к Конституции 1998 г. закрепила положение покойного Ким Ирсена как “вечного Президента КНДР” (“위대한 수령 김일성동지를 공화국의 영원한 주석으로 높이 모시며”). С точки зрения юридической властные полномочия Ким Ченира ограничиваются военной и партийной сферой.

Появление и развитие идей сонгун, провозглашающих армию универсальной основой современного общества КНДР, в том числе и в экономической сфере, “автоматически” дают Ким Чениру законное право быть высшим руководителем страны.

Однако все высшие руководители КНДР – Ким Ирсен и Ким Ченир, руководившие и руководящие страной в общей сложности почти шесть десятилетий, обладали особой харизматической биографией. И степень этой харизмы настолько велика, что найти такой личности “полноценную замену” практически невозможно. Поэтому “великий полководец” Ким Ченир не стал “заменять” “великого вождя” Ким Ирсена, а занял свое, особое место в обществе КНДР, которое раскрывает идеология сонгун, подстроенная под личность Ким Ченира.

Поскольку в среде политической элиты КНДР пока не наблюдается какая-либо личность, сравнимая по своим харизматическим качествам с Ким Ирсеном или Ким Чениром, поскольку созданная новая идеология сонгун индивидуальна (“подстроена” под Ким Ченира), то можно сделать предположение о том, что нынешний лидер КНДР также не собирается “передавать” власть, так как это не было сделано Ким Ирсеном, а навсегда останется единственным в истории КНДР особым “великим полководцем”.

 ПЕЧАТНЫЙ ВАРИАНТ СТАТЬИ ОПУБЛИКОВАН В ИЗДАНИИ: Корейский полуостров и вызовы глобализации. М., 2006, с. 74 - 82.

Сноски:

1. См., например, статью “В честь 60-летия КССМ”, опубликованную 18 января в северокорейском электронном издании “Нэ нара” (내나라, “Моя страна”). Доступно 15.03.2006 по адресу: http://www.kcckp.net/ru/news/news_view.php?0+1674

2. В южнокорейских словарях, изданных, по крайней мере, до 2000 г., слова сонгун с иероглифической записью “предшествующий + армия” нет. Нет подобной иероглифической записи и в программе проверки орфографии, встроенной в редактор корпорации “Майкрософт” - “Офис 2003”.

3. Ли Чхоль, Сим Сынгон. Оригинальные идеи великого руководителя товарища Ким Ченира, связанные с сонгунской революцией. (리철, 심승건. 위대한 령도자 김정일 동지께서 밝히신 선군혁명령도에 관한 독창적 사상). Пхеньян, 2002; Ким Инок. Теория сонгунской политики полководца Ким Ченира (김인옥. 김정일장군 선군정치리론). Пхеньян, 2003.

4. Впервые понятие “сонгун” северокорейские исследователи обнаруживают в Полном собрании сочинений Ким Ченира, Т. 14, С. 457.

5. Первые упоминания об изменениях политики США по отношению к КНДР появились в прессе в марте 2001 г., в связи с освещением визита президента Республики Корея Ким Дэчжуна в США, который проходил с 6 по 11 марта 2001 г. (Korea Now, March 24, 2001, P. 8).

6. Ким Инок. Указ. соч., С. 193 – 194.

7. См. подробнее: Д.В. Чичин. Основные направления военного сотрудничества России с Республикой Корея и КНДР в 1990 – 2000 гг. // Вопросы истории Кореи 2004. СПб., 2004, С. 171 – 197.

8. 24 декабря 1991 г., в день рождения своей матери Ким Чжонсук Ким Ченир стал Верховным главнокомандующим (최고사령관) Корейской Народной Армии. В апреле 1993 г. Ким Ченир возглавил Государственный комитет обороны (국방위원회). На 24 декабря 1994 года (в год ухода из жизни Ким Ирсена, и, опять же, на день рождения матери Ким Ченира) был назначен очередной Пленум ЦК ТПК, закрепивший лидирующее положение Ким Ченира в современном обществе КНДР.

9. Ким Чен Ир. Об идеях чучхе. Пхеньян, 1989, С. 19.

10. “김정일동지께서는 호금도동지를 총서기로 하는 중국공산당의 령도밑에 11 5개년계획의 목표를 수행하여 초보적으로 부유한 조화로운 사회주의사회를 전면적으로 건설하고 조국의 완전통일을 실현하기 위한 위업수행에서 새로운 성과를 이룩하기를 확신한다고 지적하시였다.” - Информационное сообщение ЦТАК от 19 января 2006 г.

11. В квадратных скобках заключен авторский комментарий.

12. См., например: Ли Хончжик. Новая энциклопедия корейской истории. Сеул, 1992, С. 1400. (Однако Ирён, автор знаменитых “Забытых деяний Трех государств” (“Самгук юса”), который впервые познакомил с текстом мифа о Тангуне, считал, что в древности имя Тхэбэк носила гора Мёхян (провинция Северная Пхёнан) – См. Корейские предания и легенды. М., 1980, С. 237).

13. См., например “Сборник легенд горы Пэкту. 1” (백두산의 전설 . 1). Пхеньян, 1987, в котором помещен рассказ о том, как бойцы партизанского отряда Ким Ирсена перемещались по воздуху на огромных листьях дуба (С. 98 – 100).