Forgot your password?Create an Account
Самсонов Д.А. - Государственное устройство Республики Корея по конституции «Юсин» (1972-1979) PDF Print E-mail
Written by brainmort   
Friday, 23 May 2008 06:45

Опубликовано в: Вестник Центра корейского языка и культуры. Вып.8. СПб., 2005. С.160 – 174

Фигура южнокорейского лидера Пак Чонхи и его деятельность долгое время были лишены подробного и беспристрастного анализа отечественных корееведов. Тем не менее, в 90-х годах ХХ века личность Пак Чонхи стала объектом пристального внимания ряда специалистов. Повышенный интерес к фигуре бывшего президента был вызван комплексом причин, из которых основными можно назвать установление дружественных отношений с Республикой Корея, что открыло доступ к бóльшему объему инфорации, и изменение государственного строя в самой Российской Федерации, что способствовало формированию плюрализма в научных кругах.

 

Пак Чонхи находился у руля государства в течении 18 лет (1961-1979 гг.). Стоит отметить, что за период своего президентства Пак Чонхи удалось реализовать широкий диапазон различных форм управления, включающих и Высший совет государственной реконструкции, и систему политических партий, и систему, называемую им самим “демократией корейского стиля”, нашедшую отражение в конституции Юсин (1)

За годы своего пребывания на посту президента III-ей республики (1963 — 1972) Пак Чонхи удалось провести ряд успешных преобразований, главным образом в экономике, направленных на индустриализацию и модернизацию страны, что позволило добиться состояния относительной стабильности, как в политической так и в экономической областях. Во моногом такие результаты были достигнуты за счет достаточно жесткой системы государственного руководства и контроля над политическими и экономическими процессами. Появление такого подхода было закономерным результатом социально-экономического и политического кризиса, неизбежного для государств, ещё не обладающими структурами хозяйствования мирового уровня, и стабильной политической системой (2). Одним словом, характер системы управления естественным образом склонился в сторону авторитаризма, что, тем не менее, способствовало определенной экономической стабильности. Однако руководство страны на этом останавливаться не собиралось. Выбранный правительством курс на модернизацию страны предполагал повышение темпов производста, что неизбежно вело к закреплению уже сложившейся модели руководста, требующей напряженного труда со стороны населения. Увеличение в конце 60-х годов акций протеста, успехи оппозиции на президенстких и парламентских выборах (3) свидетельствовали о всевозрастающем недовольстве народа существуюшими формами руководства, как в политике, так и в экономике. Таким образом, сами по себе высокие темпы экономического роста не могли обеспечить абсолютное благополучие стране и её народу.

Внесение в 1969 году поправку в конституцию, которая позволила Пак Чонхи в очередной раз выставить свою кандидатуру на выборах вызвало бурю протестов со стороны широких масс населения. Эти события ялялись вполне убедительными симптомами назревающего острого конфликта между населением и властью. Не заметить их и не прислушаться к ним было нельзя. В связи с этим руководство во главе с Пак Чонхи стало искать пути выхода из сложившегося конфликта. Для поиска выхода были приняты во внимание как внешние, так и внутриполитические факторы.

Спустя время выход был найден и первые шаги по его реализации стали немедленно осуществляться. Пак Чонхи пошёл на полный пересмотр существующей конституции. Основную свою задачу Пак Чонхи видел в продолжении начатых им преобразований. Однако человека, который, по мнению лидера, мог бы адекватно продолжить начатые им преобразования, найти так и не удавалось, поэтому было принято решение о создании такой системы, которая позволила бы самому Пак Чонхи оставаться у власти неограниченное время (4). Для этого требовалось наличие чрезвычайной ситуации. Вновь был использован фактор Севера. Однако на этот раз акценты были расставлены несколько иначе: наличие чрезвычайного положения оправдывалось необходимостью координации усилий для реализации скорейшего объединения страны. Дело в том, что в конце 60-х годов сверх державы взяли курс, направленный на разрядку напряженности в Азиатско-тихоокеанском регионе, что способствовало началу диалога между представителями правительств обеих Корей. В сентябре 1971 года состоялись встречи представителей Красного креста обеих Корей, а уже в мае 1972 года высокопоставленные чиновники Юга и Севера посетили соотвественно Пхеньян и Сеул (5). Итогом этих встреч стало совместное заявление, опубликованное 4 июля 1972 года. Таким образом, сторонам удалось наладить конструктивный диалог. Именно после этих встреч и совместных заявлений 17 октября 1972 года Пак Чонхи выступил с экстренным заявлением, что и обозначило начало конституционного переворота. В заявлении в частности говорилось:

1. С 19 часов 17 октября 1972 года распускается Национальное собрание, происходит приостановление действий политических партий и всякая политическая активность и приостанавливается действие существующей конституции.

2. Поддерживание конституционного порядка будет осуществляться Чрезвычайным национальным собранием, в функции которого будут входить функции Парламента.

3. Чрезвычайное национальное собрание до 27 октября 1972 года официально обнародует новую конституцию, направленную на мирное объединение отечества. После этого в течении одного месяца она должна быть утверждена на общенациональном референдуме

4. Если пересмотренный вариант конституции будет утвержден, то до конца года конституционный порядок будет нормализован. (6)

После этого выступления 23 октября 1972 года на первой сессии Чрезвычайного национального собрания были приняты следующие законодательные акты и утверждены указы президента: “Закон о Чрезвычайном национальном собрании”, “Специальный закон о референдуме”, “Специальный закон о комиссии по выборам” и т. д. 27 октября на второй сессии Чрезвычайного национального собрания был принят и обнародован новый пересмотренный вариант конституции. 21 ноября конституция была принята 91,5%, на общенациональном референдуме (в референдуме приняло участие 91,9% от всего населения страны). Кроме того 25 ноября был официально обнародован “Закон о выборах в Объединенное самостоятельное народное собрание”, а 6 декабря — “Закон об Объединенном самостоятельном народном собрании”. Этим законом провозглашался новый орган представительной власти — Объединенное самостоятельное народное собрание (ОСНС). Согласно этому закону одной из важных функцией этого органа являлось избрание президента. (7)

15 декабря состоялись выборы в ОСНС. После чего 23 декабря на первом заседании Объединенного самостоятельного народного собрания был избран президентом независимый кандидат Пак Чонхи. 27 декабря президент Пак Чонхи официально провозгласил начало IV-ой республики и новую политическую систему “Юсин” или “Реформы обновления государства”

Этой системе суждено было просуществовать на территории корейского полуострова неполных семь лет и погибнуть вместе со своим создателем Пак Чонхи 26 октября 1972 года.

Четвертая Республика как правило оценивается и в корейской, и в отечественной литературе как период крайне жесткой тоталитарной власти и наиболее диктаторский период современной корейской истории, ибо его характеризовали введение чрезвычайного положения, запрет любой политической активности, издание президентских указов, которые были направлены на прямое удаление оппозиции, военные суды, вынесение большого числа приговоров по политическим статьям за нарушение указов президента (включая смертные) и т. п.

В этой статье мы коснемся разбора функционирования государственной системы периода Юсин: полномочиями органов власти и их взаимоотношением между собой, дабы наглядо продемонстрировать какая форма правления сформировалась в IV-ой республике.

Официальная версия о причинах использования термина “юсин” (維新) в названии новой конституции и политической системы такова: два советника президента Пак Чон Хон и Лим Бан Хен в ходе обсуждения о названии новой политческой системы предложили назвать новую систему Юсин или Реформы обновления, основываясь на том, что это слово встречается в китайских текстах и обозначает полное обновление всех вещей. (8) В работах исследователей той поры сказано, что в книге конфуцианского канона “Ши цзин” (Книги песен) в разделе “Го фэн” (Нравы царств) есть фраза о том, что, получив небесный мандат, новый правитель царства Чжоу начал преобразования по полному обновлению образа мыслей и жизни народа. В другой книге “Шу цзин” (Книга документов) встречается фраза о том, что новый правитель после получения небесного мандата предпринял реформы по обновлению жизни в государстве. В обоих случаях использовалось то же самое слово юсин, (9) (10)

Конституция IV-ой Республики состоит из 12 глав, объединяющих 126 статей и имеет следующую структуру:

Преамбула

Глава 1 Основные положения (статьи 1 — 7)

Глава 2 Основные права и обязанности (статьи 8 — 34)

Глава 3Объединенное самостоятельное народное собрание (ОСНС) (статьи 35 — 42)

Глава 4 Президент (статьи 43 — 62)

Глава 5 Правительство

Глава 6 Национальное собрание (статьи 75 — 99)

Глава 7 Судебная власть (статьи 100 — 108)

Глава 8 Конституционный комитет (статьи 109 — 111)

Глава 9 Проведение выборов (статьи 112 — 113)

Глава 10 Территориальное самоуправление (статьи 114 — 115)

Глава 11 Экономика (статьи 116 — 123)

Глава 12 Поправки в конституцию (статьи 124 — 126)

Дополнительные положения

А) Премьер-министр и члены Государственного совета (статьи 63 — 64)

Б) Государственный совет (статьи 65 — 67)

В) Министерства (статьи 68-70)

Г) Совет по проверки и ревизии (статьи 71 — 74)

Объединенное самостоятельное народное собрание (ОСНС) (статьи 35 — 42)

В преамбуле к конституции формулируются основные цели и принципы государственного строительства. Согласно преамбуле задачей “нации является, основываясь на исторической миссии объединения родины и наследуя идеи первомартовского движения, выступлений 19 апреля и революции 16 мая, строительство новой демократической республики, которая обеспечивает демократический порядок”.

Отметим, что описание функций ОСНС предшествует описанию функций других государственных органов. Как известно, последовательность, которой обычно подчинено изложение функционирования органов власти, отражает важность положения тех или иных органов в конституционном механизме страны. (11)

Объединенное самостоятельное народное собрание 통일주체 국민회의

Функциям, полномочиям и методу формирования Объединенного самостоятельного народного собрания посвящена третья глава конституции.

По конституции основными функциями ОСНС являлись рассмотрение и решение вопросов, связанных с проблемой объединения: “ОСНС является верховным представительным органом, выражающим волю и стремление народа к мирному территориальному объединению”. (ст. 35) (12) , а так же избрание президента (ст. 39).

В число других функций ОСНС входит формирование по рекомендации президента 1/3 Национального собрания (ст. 40) и одобрение поправок в конституцию, предлагаемых Национальным собранием (ст. 41) (13). Однако, последняя функция по одобрению поправок не работала. За весь период своего существования на рассмотрение ОСНС ни разу не была вынесена ни одна поправка или проект. (14)

Членом ОСНС мог стать гражданин Республики Корея старше 30 лет. После завершения регистрации и объявления даты выборов кандидат должен в пятидневный срок предоставить регистрационные документы с приложенными к ним именными рекомендательными письмами в количестве не менее 300 штук. (ст. 26 Закона об ОСНС). Срок пребывания в качестве депутата 6 лет (ст. 37, §4). Кроме того, после сложения с себя полномочий депутата ОСНС гражданин в течении 2-х лет не имеет право становится депутатом парламента (ст. 12 §2 Закона об ОСНС).

Число депутатов ОСНС регламентируется указом президента и может варьироваться от 2000 человек до 5000 человек, депутаты избираются прямым голосованием по всей территории страны (ст. 36 § 1,2).

ОСНС возглавляется Председателем. Функции Председателя выполняет президент (ст. 36 §3). Председатель руководит работой Собрания, поддерживает порядок и является представителем ОСНС (ст. 6 Закона об ОСНС). Председатель может образовать из числа депутатов Верховный исполнительный комитет для оперативного рассмотрения спорных вопросов. (15) Состав Комитета может варьироваться от 20 до 50 человек. В ограниченном числе случаев один из членов комитета, назначенный Председателем, может замещать его и руководить Собранием. (ст. 6 §3 Закона об ОСНС).

Первые выборы в ОСНС были проведены 15 декабря 1972 года. В них приняло участие 70,4% от общего числа жителей страны и было избрано 2359 членов. Вторые выборы, в которых приняло участие 78,9% избирателей, прошли 18 мая 1978 года и было избрано 2538 членов. Интересно отметить, что наиболее низкий уровень избирательной явки наблюдался в больших городах (Сеул и Пусан).

Несмотря на то, что ОСНС, согласно конситуции, было призвано вести работу по решению проблемы объединения, основную работу в этом направлении вела Палата по объединению, орган правительства уровня министерства. За время своего функционирования ОСНС участвовало в подготовке только 3 документов по этому вопросу: “Соглашение о взаимном ненападении” (18 января 1974 года), “3 основных принципа мирного объединения” (15 августа 1974 года). “Специальное сообщение о дипломатической политики мирного объединения” (принят 23 июля 1976 года). (16) В связи с этим, нам кажется возможным предположить, что основное направление работы этого органа являлись выборы президента.

Таким образом, несмотря на то, что по конституции именно ОСНС является верховным органом управления страной, его участие в политической жизни страны было крайне минимальным и по сути сводилось только к выборам президента. (17)

Первые выборы президента были проведены на первой сессии ОСНС 23 декабря 1972 года. Для того, чтобы быть выдвинутым в качестве кандидата в президенты необходимо было получить поддержку в количестве не менее 200 голосов депутатов ОСНС (ст. 18 Закона об ОСНС). На должность президента баллотировался только один кандидат Пак Чонхи. В голосовании приняло участие 100% депутатов. После подсчета голосов Пак Чонхи был избран президентом 99,91% голосов. (Два бюллетеня оказались недействительными. (18)) Вторые выборы президента состоялись 6 июля 1978 года. Президентом вновь был избран Пак Чонхи, за которого проголосовало 2576 депутатов из 2578, что составило 99,92%.

Заканчивая обзор функций и полномочий ОСНС хочется обратить внимание на резкое противоречие. С одной стороны согласно статье 39 члены ОСНС должны быть аполитичны, тем не менее согласно статье 40 президент назначает треть парламента из числа членов ОСНС.

Президент 대통령

По сравнению с предыдущими вариантами конституций институт президентства подвергся очень большим изменениям. По конституции Юсин вся полнота власти концентрировалась в руках президента.. Президент республики становился ключевой фигурой в политико-государственном механизме страны. Чтобы окончательно убедиться в этом, достаточно взглянуть на перечень его конституционных полномочий.

Согласно 43 статье конституции Юсин президент является главой государства и представляет государство за рубежом, главой исполнительной власти, гарантом независимости, территориальной целостности и существования государства и конституции, а также президент должен вести политику, направленную на достижение мирного объединения. Для осуществления этого президенту даются особые полномочия. Президент вправе занимать пост председателя ОСНС (ст. 43, §3), назначать треть парламента (ст. 40), кроме того он обладает правом роспуска парламента (ст. 59), правом назначения судебных чиновников (ст. 103), правом частичного формирования конституционного суда (ст. 109, §2), правом выносить на референдум важные вопросы государственной политики(ст. 49), правом вынесения проекта поправок к конституции (ст. 124), правом принятия чрезвычайных мер (ст. 53), правом предоставления амнистии, смягчения наказания и восстановления в правах (ст. 56), право вето на законопроекты (ст. 88, §2), право назначать председателя и членов Центральной комиссии по проведению выборов (ст. 112). В качестве главы исполнительной власти президент имеет следующие полномочия: право назначать премьер-министра (ст. 63), право назначать членов Государственного совета (ст. 64, §1), право участия в организации работы государственного совета (ст. 65, §1), право назначать глав министерств (ст. 68), право назначать главу и членов Инспекционного совета (ст. 72). В качестве гаранта независимости и стабильности, кроме уже упомянутого права принятия чрезвычайных мер (ст. 53), президент имеет право введения военного положения (ст. 54) и является главой вооруженных сил (ст. 51). (19)

Президент избирается сроком на 6 лет (ст. 47). Как уже говорилось, согласно конституции президент избирается Объединенным самостоятельным народным собранием. В президенты может баллотироваться человек достигший 40 лет и проживающий последние 5 лет на территории страны. (20)

Кроме того, в прямом введении президента находились несколько управленческих органов: администрация, Совет национальной безопасности, Научно-экономический совет, Инспекционный совет, Корейское центральное разведывательное управление. Они оказывали президенту помощь в формулировании и реализации основных задач.

Особое место среди них занимала администрация президента, позволяющая главе государства оперативно быть в курсе основных событий в стране. В её функции входило подготовка информации по различным направлениям политического, экономического и социального характера. (21)

Совет национальной безопасности подготавливал информацию относительно международной и внутренней политики, связанной с проблемами национальной безопасности (ст. 67). Председательствующим в совете был президент, а в число постоянных членов входили премьер-министр, вице-премьер, Министры иностранных дел, внутренних дел, финансов, национальной обороны и глава Корейского центрального разведывательного управления. (22)

Научно-экономический совет. Этот совет был создан в 1964 году в качестве консультативного органа, направленного на выработку рекомендаций в научно-экономической сфере. Кроме того данный совет организовывал контроль над деятельностью ряда министерств (в первую очередь Министерства финансов). Все члены этого совета назначались президентом. (23)

Инспекционный совет — орган, который следит за финансовой чистотой чиновников всех рангов (ст. 71 — 74). Традиционно функция по контролю над исполнительной властью находилось в введении Национального собрания, однако для усиления контроля над деятельностью чиновников было принятто решение о создании специального органа, подотчетному лично президенту. (24)

Корейское центральное разведывательное управление занималось сбором информации по вопросами внутренней безопасности и было направлено на ликвидацию антиправительственной деятельности. (25)

Правительство

По конституции Юсин работа министерств (то есть отдельных чиновников) координировалась Государственным советом. По конституции Государственный совет формируется по следующему принципу: “Государственный совет состоит из президента, премьер-министра и членов Государственного совета, число которых варьируется от 15 до 25 человек” (ст. 65 §2), “Члены Государственного совета назначаются президентом по рекомендации премьер-министра” (ст. 64 §1) Заседания Государственного совета проходят под председательством Президента. Фактически Государственный совет это — кабинет министров под руководством президента. Государственный совет являлся своеобразным консультативно-исполнительным органом при президенте.

Премьер-министр назначается президентом с одобрения парламента. Он функционирует в качестве вице-председетеля Государственного Совета и в исключительных случаях может исполнять функции председателя совета, если президент делегирует ему свои полномочия. В случаях, если президент снимает премьер-министра с поста или премьер-министр сам уходит с этой должности, то члены Государственного совета остаются на своих местах, но в случае, если премьер-министр снимается с должности решением парламента, то президент должен отправит в отставку весь Государственный совет. (ст. 97) Помимо права рекомендовать президенту членов Государственного совета, к собственным полномочиям премьер-министра относятся: рекомендовать президенту снимать с должностей членов Государственного совета (ст. 64 §3), замещать президента на посту главы государства в случае недееспособности президента (ст. 48), право скреплять подписью законодательные акты, подписанные президентом (ст. 60), право присутствовать на заседаниях национального собрания и выступать от лица исполнительной власти, выдвигая свое мнение и отвечая на вопросы (ст. 96 §1), право контролировать работу всех министерств (ст. 62 §2), право издавать указы в сферах своей юрисдикции (ст. 69).

К полномочиям Государственного совета относилось обсуждение вопросов государственной политики: объявление войны и заключение мира, правительственных законопроектов, выносимых на референдум, издание актов о чрезвычайных мерах, роспуск парламента, вручение наград и присуждение званий и несколько других, определенных ст. 66.

Относительно прав, полномочий и функционирования министерств в конституции сказано очень лаконично. Главы министерств назначаются президентом из числа членов Государственного совета и могут быть когда угодно сняты указом президента (ст. 68). Сферы юрисдикции различных министерств определяются законом (ст. 70). В год принятия конституции существовало 15 министерств и 2 палаты: Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел, Министерство финансов, Министерство юстиции, Министерство обороны, Министерство образования, Министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности, Министерство торговли и промышленности, Министерство строительства, Министерство здравоохранения, Министерство транспорта, Министерство коммуникаций, Министерство культуры, Министерство государственного управления, Министерство по науке и технологиям, а так же Палата экономического планирования и Палата по объединению.

(2.1.г) Национальное собрание

Из перечисленного выше ясно видно, что исполнительная власть по новой конституции обладает значительными правами и полномочиями. В связи с таким усилением исполнительной ветви власти роль парламента в системе высших государственных органов значительно снижается.

По новой конституции Национальное собрание выполняло следующие функции.

Обсуждать и разрабатывать проекты законов. Каждый законопроект, будучи принятым, в течении 15 дней должен быть обнародован президентом. Однако президент обладает правом накладывать вето и возвращать законопроект обратно на доработку в парламент. Если Национальное собрание преодолевает вето (для чего необходимо 2/3 голосов), то законопроект становится законом.

Принимать и утверждать бюджет страны на следующий год. Национальное собрание должно завершить обсуждение по бюджету как минимум за 30 дней до нового года.

Ратифицировать договоры и соглашения с иностранными государствами и международные пакты или конвенции, в которых страна выступает в качестве соучастника.

Как мы видим, конституция жестко ограничивает предметы ведения Национального собрания. По конституции Юсин парламент лишен традиционных прав законодательной власти инспектировать работу органов исполнительной власти. Кроме того, особенно хочется остановится на вопросе относительно формирования Национального собрания для того, что бы лишний раз подчеркнуть насколько увеличилась сила исполнительной власти относительно парламента.

Согласно новому закону о выборах, принятому 30 декабря 1972 года процедура выборов получила следующий вид:

Вся страна разделялась на 73 избирательных округа, из каждого избиралось по 2 человека. При чем один из них должен был быть представителем правящей партии. Всего в Национальное собрание избирается 219 человек: 146 из округов, а 73 человека назначаются президентом из числа членов ОСНС. Назначаемые президентом члены парламента могут занимать функционируют в течении трех лет, а избранные из округов — шести лет. (26)

При выборах не было определено понятие избирательного округа. В отличие от конституции III-ей республики, где четко оговаривалось, что под избирательным округом понимался участок, где проживают 200 тыс. человек, по конституции Юсин деление на избирательные округа проходило не по количественному признаку, а по административному, географическому и некоторым другим. В связи с этим появлялась диспропорция. (27)

В ходе предвыборной агитации проведение кандидатом личных выступлений значительно ограничивалось. Центральной комиссией по проведению выборов регулировался механизм проведения совместных дебатов между кандидатами, выпуск листовок и некоторые другие предвыборные мероприятия. Принимая во внимание, что председателем Комиссии был президент, то можно предположить, что данное регулирование было направлено в первую очередь на поддержку кандидатов от правящей партии. (28)

Таким образом, подводя итог обзору функций и полномочий основных государственных органов, в первую очередь хочется отметить, что новая структура функционирования государственных органов укрепляла вертикаль исполнительной власти и в первую очередь пост президента. Из перечисленного выше становится ясно видно, что в IV республике президент получал фактически неограниченные права и оказывать существенное влияние и на основные решения всей государственной машины. Кроме того, в конституции заложен большой потенциал на возможность принятия разного рода дополнительных законодательных актов, способных ещё больше усилить полномочия президента, то есть сформировалась система, назваемая рядом современных южнокорейских историков “абсолютной президентской республикой”

Тем не менее, правящая элита называла подобную форму правления демократической, исходя и учения о трех типах демократии, разработанного корейскими политолагами.

Существует демократия западного мира (совеобразный классический тип), восточная демократия (по суте дела диктатура), которая характерна для стран соцлагеря и демократия развивающихся стран (в том числе Кореи), занимающая промежуточное место, – система еще неразвитых механизмов гражданских прав и свобод, но способная противопоставить себя авторитаризму восточных демократий. (29)

В статье профессора конституционного права Сеульского Государственного Университета Хан Тэ Ёна, который в середине 70-х годов являлся членом парламента, говорится, что разделение властей и гарантирование гражданских прав и свобод не являются единственными отличительными чертами демократии. При полном разделении властей и гарантии индивидуальных прав и свобод возможно появление анархии и, как итог, слабого государства. Поэтому свобода и равенство народа невозможны пока не существует сильное государство и сильная нация, для появления которых необходимы модернизация и наращивание государственной мощи. В ситуации, когда требуется скорейшая модернизация и наращивание государственной мощи, роль лидера, который возглавит этот процесс крайне важна. “Концентрация власти в руках одного человека приведет к персонификации власти и решение насущных проблем станет намного проще”. (30) Основными чертами демократии по-корейски автор называет стремление к сильному государству, а гарантом сильного государства — фигуру лидера, фигуру президента. Он персонифицирует власть. Он принимает важнейшие политические решения выжить для чего необходимо единение президента с народом. Сам Пак Чон Хи говорил: “Основа, на которой возводится здание демократии по-корейски, и есть национальная мощь. Для того чтобы распустились цветы демократии, необходимо развивать силы государства...”.

Бытует мнение, что принцип главенства президента в политико-государственном механизме страны был заимствован создателями Юсин из конституции Французской республики 1958 года, относящейся к категории довольно жестких. В первом аналитическом издании новой конституции говорится о том, что модель, предлагаемая по конституции V Республики, подходит к реалиям корейской действительности и вместе с текстом Юсин приводится текст французской конституции. Тем не менее, не смотря на структурную схожесть, конституция Юсин обладает рядом отличий принципиального характера.

По французской конституции исполнительная власть действительно обладает преимуществом. Однако, не смотря на то, что конституционные механизмы защиты сфер законодательной и исполнительной властей от взаимных нарушений не совсем равноценны (31), во Франции сохранены существенные элементы парламентского правления. В частности, исполнительная власть может эффективно проводить свою политику, лишь опираясь на большинство своих сторонников в Национальном собрании. (32)

В Юсин мы видим явное и одностороннее превосходство президента, над парламентом. Можно привести по крайней мере три полномочия, которыми наделен корейский президент, чтобы проиллюстрировать это. Во-первых президент неподотчетен Национальному собранию, кроме того президент имеет право назначать треть парламента (ст. 40), в-третьих он имеет право на роспуск парламента (ст. 59).

Несмотря на то, что президент французской республики также наделен правом роспуска парламента, согласно ст. 12 конституции Французской республики он может это делать только после консультаций с премьер-министром и председателями палат.

По французской конституции внутри исполнительной власти четко разграничены сферы деятельности президента и премьер-министра, тогда как по конституции Юсин весь контроль над работой исполнительных органов власти находится в ведении президента.

Как мы видим, конституция Юсин представляет собой еще более жесткий вариант президентской формы правления, чем это было во Франции.

На рубеже 60-х – 70-х гг. ХХ века отчетливо обозначилась конфликтная ситуация между правящими кругами и народом. В процессе решения кризисной ситуации руководство предприняло решительные шаги по сильной централизации власти, видя именно в этом единственно возможный выход. В результате этих шагов правителсьва произошла крайняя централизация власти в руках президента Пак Чонхи, позволявшая ему осуществлять практически неограниченный контроль над всеми руководящими органами и сохранять власть на долгий срок. Была создана крайне авторитарная, но тем не менее весьма самобытная система функционирования главных органов и её трактовка в рамках понятия “демократия”.

Список используемой литературы:

Han Tae-Yon. The Task of Yushin System in Korea//Korea Observer, winter 1976, Korea old and new. A History. Harvard University. 1990

Ким Чоннём. А! Пак Чонхи. Чон чхонвадэ писосильчжан чиым. (А! Пак Чонхи. Воспоминания бывшего секретаря президента). Сеул. 1997

Чхве Хансу. Хангук сонго чончхирон. (Исследование политики выборов в Республике Корея) Сеул, 1996.

Хан Сынчжо. Пак Чонхи бум, уёинга, пхирёинга (Пак Чонхи бум, случайность или необходимость). Сеул, 1999.

Хангуг хонпоп. (Корейская конституция.) Сеул 2000

Юн Чонвон. Юсин чхечже-е чхонгхва идеологи-е тэхан ёнгу. (Исследование идеологии «единение» системы Юсин.) Сеул , 1989.

Denis Samsonov

State system of Republic of Korea under the Yusin constitution (1972-1979)

The article deals with the Yusin period of Park Jong-hee’s era (1972-1979). The article explains the reasons of promulgation of Yusin constitution, paying special attention to the internal and international political situations on the eve of promulgating the constitution. The article tells about the state system of Yusin period: by functions of authorities (such as National Conference for Unification, President, National Assembly, State Council) and their relations among themselves on the base of analysis of the certain articles of the constitution.

Сноски:

1. Korea old and new. A History. Harvard University. 1990, стр 359

2. Следует отметить, что после обретения долгожданной независимости от японского господства и образования государства на юге полуострова, Республика Корея в силу объективных причин оказалась в состоянии глубокой экономической нестабильности и какие –либо попытки, предпринимаемые властями для улучшить ситуации в экономике, не смогли привести к кардинальным изменениям

3. На президетских выборах 1971 года победу одержал Пак Чонхи, не без труда опередив молодого оппозиционного кандидата Ким Дэчжуна, а на парламентских выборах 1971 года правящая Демократическая республиканская партия (Минчжуконхвадан) получила 55,4% (113мест), а оппозиционные партии 44,7% (92 места). /20, 292/ Предыдушие президентские и парламентские выборы были выиграны Пак Чонхи и правящей партией с гораздо большим отрывом

4. Асмолов К. Генерал Пак Чонхи. Опыт политической биографии. Сеульский Вестник №77-80

5. В начале мая глава южнокорейского ЦРУ Ли Хурак посещает Пхеньян с тайным визитом, а в конце мая в Сеуле побывал второй заместитель премьера, член политкомитета ЦК Трудовой партии Кореи Пак Сончхоль.

6. Юн Чонвон Юсин чхечже-е чхонгхва идеологи-е тэхан ёнгу, ( Исследование об идеологии «единение» системы Юсин ). Сеул 1989, стр. 22

7. Там же, стр. 46-47]

8. Ким Чоннём А! Пак Чонхи. Чон чхонвадэ писосильчжан чиым. ( А! Пак Чонхи. Воспоминания бывшего секретаря президента ). Сеул. 1997, стр. 179

9. Хан Сынчжо Пак Чонхи бум, уёинга, пхирёинга (Пак Чонхи бум, случайность или необходимость). Сеул, 1999, стр. 201

10. Несмотря на приведенные выше мнения, нельзя не отметить, что это слово пишется теми же иероглифами, что и слово "реставрация" в японском словосочетании "реставрация Мэйдзи".

11. Для сравнения: глава о конституционном механизме III республики открывается разделом «Национальное собрание».

12. Здесь и далее при ссылке на документ за исключением специально оговоренных случаев в скобках указывается номер статьи и параграфа из конституции Юсин.

13. Han Tae-Yon, The Task of Yushin System in Korea//Korea Observer, winter 1976, стр. 46-47

14. Юн Чонвон Юсин чхечже-е чхонгхва идеологи-е тэхан ёнгу, ( Исследование об идеологии «единение» системы Юсин ). Сеул 1989, стр. 86-87

15. Хангуг хонпоп ( Корейская конституция ) Сеул 2000, стр. 566

16. Юн Чонвон Юсин чхечже-е чхонгхва идеологи-е тэхан ёнгу, ( Исследование об идеологии «единение» системы Юсин ). Сеул 1989, стр. 84

17. Хангуг хонпоп ( Корейская конституция ) Сеул 2000, стр. 565

18. По регламенту каждый депутат должен был написать на чистом листе фамилию кандидата, а затем опустить её в ящик. Согласно рассказу одного из очевидцев тех событий, недействительные бюллетени появились оттого, что двое человек, выражая таким образом свое протестное мнение, не дописали слог в имени кандидата. В одном случае это был слог «чон», а в другом «хи».

19. Там же, стр. 569-570

20. Там же, стр.571

21. Han Tae-Yon, The Task of Yushin System in Korea//Korea Observer, winter 1976, стр. 51

22. Там же

23. Там же

24. Там же

25. Там же, стр. 52

26. Чхве Хансу. Хангук сонго чончхирон. ( Исследование политики выборов в Республике Корея ) Сеул, 1996, стр. 256

27. Хангуг хонпоп ( Корейская конституция ) Сеул 2000, стр. 580

28. Там же стр. 585

29. Асмолов К. Генерал Пак Чонхи. Опыт политической биографии. // Сеульский Вестник №77-80

30. Han Tae-Yon, The Task of Yushin System in Korea//Korea Observer, winter 1976,, стр. 45]

31. Если исполнительная власть вправе обратиться в Конституционный совет (гарант баланса законодательной и исполнительной властей в стране, нововведение V Республики) считая, что парламент вторгся в сферу её полномочий, то Парламент в аналогичном случае такого права не имеет. [Конституции государств Европейского Союза, М. 1997 стр. 661]

32. Конституции государств Европейского Союза, М. 1997 стр. 661