비밀번호 찾기회원가입
Представление о человеке, природе и обществе в южнокорейских «новых религиях» PDF 인쇄 E-mail
brainmort 에 의해서 작성   
화요일, 27 5월 2008 23:40

© С.О. Курбанов. Опубликовано в сборнике статей “Корея – новые горизонты”. М., 2005. СС. 137-141.

История Кореи последних полутора сотен лет связана, в частности, и с таким явлением, как “новые религии” - синхын чонгё (신흥종교). В настоящее время различные справочные издания насчитывают более десятка собственных корейских религий. (1)

Можно найти множество причин, по которым изучение идейного содержания этих религий является важным для понимания истории и культуры Кореи.

Для настоящей статьи мы выделим лишь одну: в конце XIX - начале XX веков новые религии – тонхак и чхондогё послужили идейными знаменами массовых народных движений, таких как крестьянское восстание (или “крестьянская революция”) тонхак 1894 – 1895 годов, Первомартовское движение за независимость Кореи 1919 года. В последнем религиозная организация чхондогё, преемница тонхак, сыграла важнейшую организационную роль.

1. Основные моменты идейной составляющей религии тонхак.

Временем начала истории религии тонхак считают 1860 год, когда в 5-й день 4-го месяца основателю религии – Чхве Чеу (최제우, 崔濟遇; литературный псевдоним Суун – 수순, 水雲; 1824 – 1864) “открылась истина”. В тот день, во время болезни, “то ли во сне, то ли наяву” к нему спустился “Верховный император” Санчже-ним (상제님, 上帝님) и поведал, что он избрал Чхве Чеу для того, чтобы тот распространял среди людей “добродетель” и открыл сущность “восточного учения”, то есть тонхак (동학, 東學).

Обычно название религии тонхак трактуют исключительно в значении противопоставления этого “восточного” учения “западному учению”, то есть христианству. Однако вполне возможно (хотя в литературе однозначных утверждений на этот счет не встречается) что в этот термин вкладывался также и другой смысл, связанный с одним из названий Кореи как “Восточного государства” (동국, 東國). Таким образом, тонхак – это не просто учение, противоположное христианству, но и особое национальное учение Кореи.

Содержание идейного учения тонхак начального периода, связанного с деятельностью основателя тонхак Чхве Чеу, изложено в сочинениях, текст которых был составлен ближайшим учеником и вторым патриархом религии – Чхве Сихёном (최시형, 崔時亨; 1827 – 1898). Это были два относительно небольших по объему сочинения: теоретическая работа “Великий свод Восточного канона” - “Тонгён тэчжон” (동경대전, 東經大全) и поэтический сборник “Оставленные речения из [селения] Ёндам” - “Ёндам юса” (용담유사, 龍潭遺詞).

В основе идейного учения тонхак лежит представление о тождественности человека и божественных небес, которое выражалось высказыванием: “человек и есть Небеса” - “ин-си-чхон” (인시천, 人是天). Это же высказывание выражало идею изначального равноправия всех людей. Причем люди подобным Небесам не только по своей сути, но и по своим действиям: “Замыслы Небес как раз и есть замыслы людей” (천심즉인심, 天心卽人心).

Со временем в учении тонхак появилось представление об изменениях – космических и общественных, которое обозначалось понятием кэбёк (개벽, 開闢), что можно перевести как “открытие Небес и открытие Земли”. Иначе говоря, с понятием кэбёк связывалось начало существования Неба и Земли (вселенной) в новом качестве.

В научной литературе существуют различные подходы к определению времени появления в учении тонхак представления о кэбёк.

2. Вопрос о времени появления представления об

“открытии Небес и Земли” кэбёк в учении тонхак

Как в южнокорейской, так и северокорейской литературе о религии тонхак господствует точка зрения, согласно которой уже Чхве Чеу, основатель учения, имел четко сложившееся представление о кэбёк. Приведем лишь два примера из многих. Южнокорейский ученый Юн Соксан (윤 석산, 尹錫山) писал: “Учитель Суун [то есть Чхве Чеу] важными считал идеи “открытия Небес и открытия Земли [эпохи] ‘Последующих Небес’(후천개벽, 後天開闢), то есть открытие подобного нового мира”. В северокорейском издании 2004 года, посвященном учению тонхак говорится о том, что “Чхве Чеу различал две эпохи в истории человечества – эпоху ‘Прежних Небес’ (先天時代) и эпоху ‘Последующих Небес’ (後天時代)”.

Понятия “Прежних Небес” (Сончхон) и “Последующих Небес” (Хучхон) напрямую связаны с представлением о кэбёк, поскольку до кэбёк вселенная – то есть природа и общество – живет в эпоху противоречий и страданий “Предшествующих Небес”. Она должна закончиться после того, как свершится кэбёк и наступят “Последующие Небеса”, должные принести природе и человеку мир и гармонию.

Таким образом, в современная корейская научная литература, как Юга, так и Севера утверждает, что Чхве Чеу уже оперировал понятиями кэбёк, Сончхон, Хучхон.

Однако в текстах двух сочинений – “Ёндам юса” и “Тонгён тэчжон”, излагающих основное содержание Чхве Чеу, термины кэбёк, Сончхон, Хучхон не употребляются совсем. С другой стороны, в некоторых современных комментированных переизданиях классических текстов тонхак, как, например, в книге “Изложение основного смысла ‘Великого свода Восточного канона’” (동경대전연의, 東經大全演義), изданной “Ассоциацией тонхак” (東學協議會) в Сеуле в 1976 году в комментариях к основному тексту часто встречаются такие понятия как кэбёк, “Предшествующие Небеса” и “Последующие Небеса”.

Однако же в тексте воззвания Чон Пончжуна – предводителя крестьянского восстания тонхак, обращенного к повстанцам, нет никаких упоминаний ни о кэбёк, ни о предшествующих или последующих Небесах.

Исходя из указанного, можно предположить, что изначально в учении тонхак не было представления об “открытии новых Небес и Новой земли”. Скорее всего, это представление появилось в тонхак значительно позже, скорее всего в начале XX века, но не позднее начала 1920-х годов, поскольку именно с этого времени религиозная организация чхондогё (천도교, 天道敎) – “учение Небесного пути”, преемница тонхак, стала издавать журнал под названием “Кэбёк”. Однако позже исследователи стали считать, что представление о кэбёк существовало в тонхак и ранее, поскольку многие события истории Кореи, связанные с тонхак, например, крестьянское восстание 1894 года, было проще трактовать именно с этой точки зрения.

Так в чем же состоит суть понятия кэбёк?

3. Основное содержание понятия кэбёк

К сожалению, в настоящее время религиозная организация тонхак переживает свои далеко не лучшие времена, то есть популярность этого учения не так велика, как на рубеже XIX – XX веков. Поэтому, например, в современной Южной Корее трудно найти публикации, посвященные не истории учения, и не истории идейного содержания религии, но общетеоретическим положениям. Наоборот, новые корейские религии, образовавшиеся и набравшие силу и популярность позднее, такие как чынсандо (증산도, 甑山道) – “путь Чынсана”, рассматривают отдельные ключевые понятия, присутствующие и в тонхак, такие как представление об “открытии Небес и Земли”, оказываются лучше описанными именно в этих, более поздних религиях. Этот факт – лучшая разработанность отдельных теоретических положений, изначально появившихся в тонхак и позднее заимствованных другими корейскими “новыми религиями” подтверждается и рядом южнокорейских ученых.

Поэтому, описывая корейское (универсальное для XX века) представление о “Предшествующих Небесах” и “Последующих Небесах”, мы будем частично ссылаться также и на литературу религии чынсандо.

Итак, что же такое кэбёк?

Во-первых, кэбёк, согласно исследованиям, посвященным тонхак, – это процесс перехода от “Предшествующих Небес” к “Последующим временам”, то есть от “дурного” (полного страданий и противоречий) состояния вселенной и общества к идеальному (полному гармонии и счастья). И хотя кэбёк – это процесс, в то же время с этим понятием связано представление о точке во времени, когда данный переход совершается. Необходимость перехода от одного состояния Небес к другому диктуется естественным ходом природы.

Последнее утверждение о связи кэбёк с естественным путем развития природы хорошо иллюстрируется в теоретических работах религии чынсандо. Согласно этому учению, время во вселенной циклично. Один “вселенский год” длится 129600 лет. При этом, в нем имеются свои собственные “сезоны” - весна, лето, осень, зима, которые, в свою очередь, соотносятся со стадиями рождения, роста, урожая и отдыха. Длительность сезонов неодинакова. Весна и лето продолжаются 50 тысяч лет, осень – 50 тысяч лет, зима – 29600 лет. В “настоящее время”, вселенная подошла к моменту перехода от лета к осени. С весной и летом соотносится период “Предшествующих Небес”, с осенью “Последующих Небес”.

Вторым важным аспектом, описанным в работах о тонхак, является представление о роли человека в переходе к новому состоянию вселенной. Кэбёк переход происходит исключительно при участии человека. Человек своей активной деятельностью помогает Небесам перейти в новое состояние.

* * *

Таким образом, исходя из основных определений о понятии кэбёк, описанных как в рамках учения тонхак, так и в других “родственных” тонхак корейских учениях и религиях, можно определить некоторые важнейшие особенности корейских представлений конца XIX – XX веков о механизме общественных и природных изменений.

1. Никакое социальное изменение не может происходить исключительно по воле человека. Человек живет в тесной связи с вселенной, как его важнейшая (центральная) составная часть. Поэтому основой всяческих перемен является состояние вселенной. Если вселенная находится в состоянии, когда все наполняющее ее живет по принципу “взаимной борьбы”, “взаимоуничтожения” (상극, 相極) – то есть в период “Предшествующих Небес”, то и человек должен страдать. Когда наступит время “взаиморождения” (상생, 相生), то и все достойные люди на земле будут жить счастливо

И в этом можно проследить влияние традиционного дальневосточного представления о воле Небес (천명, 天命), согласно которому смена династий происходит по воле Небес.

2. С другой стороны, человек – это не есть всего лишь пассивное существо, слепо подчиняющееся ходу времени. В ключевые моменты времени, подобные кэбёк, роль человека во вселенной становится решающей. На это короткое время именно человек является движущей силой вселенной, меняет ее, а через изменение вселенной добивается изменений в общественной жизни.

* * *

Таким образом, правильное поведение человека состоит в умении узнавать, различать стадии существования вселенной и действовать в соответствии с полученным знанием.

Иными словами, если говорить о механизме социальных изменений, отраженных в корейском представлении о кэбёк, то его отличие от европейского состоит в следующем.

Европеец воздействует на общество непосредственно, напрямую, совершая революции или проводя реформы.

Кореец конца XIX – первой половины XX веков (в рамках религии чынсандо и в настоящее время) считал, что социальные изменения могут произойти лишь тогда, когда сама вселенная готова к переменам. И лишь после этого можно прилагать усилия к завершению изменения самой вселенной, а через эти всеобщие изменения – к изменению общества. Таким образом, корейский “механизм” социальных изменений, отраженный в понятии кэбёк, оказывался опосредованным, в соответствии с которым общество должно меняться через глобальные изменения вселенского масштаба.

Одной из иллюстраций указанного выше положения может служить текст Декларации независимости 1 марта 1919 года, который составлялся под контролем Сон Бёнхи, третьего патриарха религии тонхак, который в 1905 г. переименовал тонхак в чхондогё и стал руководителем обновленной религиозной организации. В нем, в частности, необходимость социальных перемен, необходимость восстановления независимости Кореи тесно связывается с изменениями в природе (весна), с изменениями “Неба и Земли” которые “раскрываются перед глазами” (то есть, в тексте напрямую говорится об “открытии” новых Неба и Земли: 新天地가 眼前에 展開되도다).

1. Хангук чонгё-ый ыйсик-ква ечжоль (한국종교의 의식과 예절. Идейное содержание и ритуал корейских религий. Сеул, 1996.

2. Юн Соксан. “Пуль-ён ки-ён енгу сосоль (尹錫山. 不然期然 硏究 序說. Об изучении “пуль-ён ки-ён”) // Тонхак хакпо (동학학보. Научный вестник тонхак), № 1. Сеул, 2000, С. 19.

3. Тонхаг-ый эгук эчжок сасан (동학의 애국애족사상. Патриотические идеи тонхак). Пхеньян, 2004, С. 44.

4. Чхве Чеу чакпхумчжип (崔濟愚 作品集. Собрание сочинений Чхве Чеу). Сеул, 1978.

5. Хангук минчжок мунхва тэбэкква сачжон (한국민족문화대백과사전. Большая энциклопедия корейской национальной культуры). Сеул., 1991, Т. , С.

6. Тонхаг-ый эгук эчжок сасан (동학의 애국애족사상. Патриотические идеи тонхак). Пхеньян, 2004, С. 50.

7. См. подробнее: С.О. Курбанов. Корейская религия чынсандо. Краткое изложение основных идейных постулатов. Личные впечатления. (Опыт многостороннего описания объекта) // Вестник Центра корейского языка и культуры. Вып 8. — СПб., 2005. (В печати).

8. Здесь и далее краткое изложение основного содержания учения чынсандо дается по работам: Ан Кёнчжон. Чынсандо-ый чилли (安耕田. 甑山道의 眞理. Истина чынсандо). Сеул, 1993; Точжон. (도전, 道典; Канон Пути). Сеул, Изд-во Тэвон, 2003; Ан Кёнчжон. Хан минчжок-ква чынсандо (安耕田. 한민족과 증산도. Корейская нация и чынсандо). Сеул, 1989.

9. О Мунхван. Тонххаг-ый “Хучхон кэбёк” ссасан // (오문환. 東學의 ‘後天開闢” 사상. Идеи тонхак о “Последующих Небесах и кэбёк”// Тонхак хакпо (동학학보. Научный вестник тонхак), № 1. Сеул, 2000, С. 200.

10. Естественно, что указанные представления – о взаимосвязи природных и социальных изменений – появились в Корее гораздо раньше. Но в настоящей работе, в силу ряда причин объективного характера, предыстория формирования идей кэбёк не рассматривается.

11. Ан Кёнчжон. Чынсандо-ый чилли (安耕田. 甑山道의 眞理. Истина чынсандо). Сеул, 1993.

12. 삼일독립선언서해설집 Сеул, 1987, С. 23 – 24. Подробнее об анализе текста Декларации независимости см.: С.О. Курбанов. Первомартовское движение и буржуазно-демократическая революция в Корее // Первомартовское движение за независимость Кореи 1919 г. Новое освещение. М., 1999.