ВОЛКЭтимология. В современном корейском языке слово «волк» записывается как «늑대», произносится – «ныктэ». Подобная этимология зафиксирована в языках тунгусо-маньчжурских племен – орочей, ольчей, где «нэктэ», «нэкта» означает «дикий кабан». [Ли Хёный]
Верования.•
Опасность/жестокость. Являясь сильным и свирепым зверем, волк нередко охотится не только на домашний скот, но и на человека. С древних времён волчьим перевалом называется высокий перевал в густом лесу – он таит в себе опасность. По этой причине чаще всего через этот перевал люди старались переходить группами. Более того, характер волка определяется следующими поговорками: «ярость в глазах затаившегося волка», «беседовать с тигром, поймав всех волков», «вид как у зайца, встретившего волка».
•
Подлость. Волк – хитрый и подлый зверь. Например, женщину, строящую козни против мужчины, часто называют «волчицей». Помимо этого, жители Южной Кореи называют волками людей, занимающихся воровством, а также руководство Северной Кореи. Внешность волка обманчива. Поэтому, существует поговорка «волки идут гурьбой, чтобы отведать молока», смысл которой заключается в том, что под благими замыслами нередко скрывается желание причинить вред.
•
Энергия/маскулинность. Волк принадлежит к семейству псовых. Особи, принадлежащие к этому семейству, имеют внешнее сходство с волком, а также у них присутствует бакулюм (кость в половом органе). Из-за большой продолжительности полового акта о «мужской силе» волков сложены поговорки. Помимо этого, волком называется человек, лишивший невинности, а затем предавший девушку. По аналогии, лисицей зовется неверная женщина.
•
Коварство. Волки умело имитируют различные звуки, даже детский и женский крики, а также стон пожилых людей. С помощью звукоподражания волки нередко заманивают одиноко идущих по горной тропе людей, а затем пожирают их. Особенность звукоподражания делает волков особенно коварными даже по сравнению с лисами.
Место в религии.•
Конфуцианство.1.
Сыновья почтительность. Взаимоотношения отца и сына рассматриваются на примере повадок волков. Характер волчьей стаи определяется как родовой. В стае может находиться до трёх поколений волков, где младшее поколение непременно заботится за более немощными старыми особями.
2.
Хитрость. Способный издавать рык, подобный львиному, волк всё равно остаётся волком. Этот пример показывает истинную волчью хитрость, однако как бы злодей ни старался казаться благородным, сущность его остается хитрой.
Место в восточной культуре.•
Китай.1.
Жестокость/жадность. Традиционная культура Китая связывает с волком такие человеческие качества как безмерное стремление к власти вкупе с безрассудными поступками. Помимо этого, волком называют скупого или незаконно обогатившегося человека.
•
Япония.1.
Похоть/лицемерие. Нрав человека, называющегося волком, в Японии не имеет значения – он может быть жёстким или кротким. Основное значение слова «волк» в Японии аналогично нашему «бабник» - человек, проявляющий повышенный интерес к женщинам. Являясь жаргонизмом, данное выражение также означает «подлец», олицетворяя лицемерного и хитрого человека. Способность волка подстраиваться к любым трудностям также нашла свое отражение в выражении «Куда бы ни пошёл пёс – всё равно съест помёт, но волк даже в дальнем пути полакомится мясом».
История/культура.•
Тиран. Путь был непростой/Плакал, оглядываясь/Дорога была усеяна кустарниками/В полуденном городе находился тигр с волком/Даже после десяти тысяч раздумий, разрывало сомнение/Услышав крик петуха глубокой ночью, проснулся и пустился в пляс/С рассветом приблизился к воротам/Ворота распахнулись/Телега разбилась о гору/Не видел вас/Дети на улицах Сеула/Вся жизнь заключена в бесчисленности книг, которые не прочтёшь.
В данном отрывке корёский слуга Ли Сунъин описывает «полуденный мрак» - опасное положение, сложившееся к тому времени в корейской столице в связи с бесчинством «волка». Дороги столицы сплошь покрывал колючий кустарник. Волком в данном случае явился Ли Сонге – генерал, с помощью военных учинивший государственный переворот и узурпировавший торн.
•
Зима. Волк, проживая в холодных климатических условиях, с наступлением зимы нередко наведывается в жилища людей в поисках продовольствия. По этой причине наступление зимы ассоциируется с волками.
В призрачной процессии/Волк, чувствующий восхищение/Пиявки/Приторный запах смолы/Крупный снеговик на земле/Тоска по весне.
В этом стихотворении зима выступает в качестве символа смерти – похоронной процессии. Однако мысли поэта не столь печальны – во время суровой не прекращающейся зимы автор с надеждой вспоминает о тёплых майских днях и ждёт приближение весны.
Современность/западная культура.•
Дьявол/благодетель. Согласно западной классификации волк имеет множественные сходства с шакалом. Вдобавок, волк, будучи эндемиком преимущественно Корейского полуострова (речь в данном случае идёт именно о Тибетском волке), не распространён в контексте западной культуре. Образ волка имеет двойственную и даже противоположную интерпретацию. С одной стороны, грозный вид волка ассоциируется с дьяволом, в то же время, означает совершение благодетели. Проявление «волчьих» качеств в самце происходит через ярость и агрессию, в то время как самка – «волчица» являет собой блуд, распущенность. В Священном писании волк олицетворяет дьявольские силы, в то время как верующие отождествляются с овцами, которые могут пострадать от волка.
•
Защитник. Также волк предстаёт в образе покровителя. Известны случаи, когда человеческих детенышей в условиях дикой природы воспитывали волки. Более того, волк считается не только животным, способным на благородные поступки, но также и священным зверем. Известен миф об основании Рима двумя легендарными братьями, имя которым: Ромул и Рем. По легенде, в младенчестве они были вскормлены и воспитаны волчицей. Помимо этого, волчье покровительство воспето в произведении Киплинга «Книга джунглей». Заблудившийся в лесу мальчик, получивший имя Маугли, воспитывается в волчьей семье и, повзрослев, возвращается в мир людей.
•
Воин. Использованный в качестве символа герба Рима, волк, помимо прочего, ассоциируется с военным делом. Храбрость, присущая волку, послужила причиной тому, что в римской мифологии волк служит Аресу – богу войны. Доблестный и умелый воин, волк почитается в качестве воина во многих культурах.
•
Свет/рождение. В культуре Древней Греции волк символизирует свет, а также имеет большое значение в культе Аполлона, который обрёл силу благодаря употреблению в пищу молока волчицы.
Кельты верили, что ночь наступает, когда волк проглатывает Небесного отца – солнце. Поэтому, волк также олицетворял космические явления. А именно, проглатывание волком небесного светила олицетворяло закат Солнца, по аналогии с народами Центральной Америки, которые также символизировали наступление ночи как поедание Солнца леопардом. Вдобавок, образ волка использовался при обозначении зачатия. Обычаи населения Турции по настоящее время включают в себя веру в то, что бесплодная женщина может забеременеть, если попросит об этом волка.
•
Урожай/изобилие. Европейские народы олицетворяли волка с плодородием. Согласно верованиям, сила плодородия содержится в волчьем хвосте. В древнеегипетской мифологии Осирис умел перевоплощаться в волка, поэтому волк считался священным животным.
•
Блуд/чревоугодие. Существует интерпретация волка с данными человеческими пороками. Особенно учитывая тот факт, что при зачатии потомства, волки нередко занимаются кровосмешением.
•
Дурное предзнаменование/колдовство. В арабской культуре появление волка сулит беду, поскольку волки нередко нападали на арабских паломников. В древности люди верили, что Зевс прибывает в мир людей в обличье волка и для того, чтобы он смилостивился над людьми и избавил их от засухи или наводнения, люди совершали жертвоприношение. В средневековой Европе верили в то, что ведьмы способны превращаться в волков, в Испании бытовало поверье, что колдуны используют волков в качестве средства передвижения.